Главная
История
Кадры
Право
Наша газета
Программы
Библиотека
Тестирование
Беседа:
с социальным педагогом
с педагогом психологом
Вопросы воспитания 
Памятки для родителей
Обучение и развитие
Одарённые дети
Детские страхи
Вредные привычки
Детский сад
Первый класс
Половое воспитание
Семья
Неполная семья
Здоровье
Семейный досуг
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
учителям общеобразовательных школ при работе
с неуспевающими и слабо успевающими учащимися
/Использование учителем в своей работе данных рекомендаций позволит повысить качество знаний и
успеваемость учащихся./
При работе с данной категорией учащихся учитель должен руководствоваться следующими правилами:
- понимать и без оценочно принимать внутренний мир своих учеников;
- вести себя естественно, в соответствии со своими взглядами и чувствами;
- к школьникам относится доброжелательно, с уверенностью в возможности и способности каждого ученика;
- стимулировать и активизировать осмысленное учение и свободное развитие личности, познавательные мотивы школьников, их любознательность;
- помогать учащимся формулировать стоящие перед ними цели и задачи;
- максимально использовать различные технологии, формы, методы и средства обучения;
- ипользовать различные виды обратной связи между ним и учеником: собеседования, опрос-диалог, дискуссия, совместно-групповые формы обучения и т.д.;
- поддерживать групповые формы работы учащихся;
- предоставлять учащимся разнообразные учебные материалы.
СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
неуспевающим и слабоуспевающим учащимся может включать следующие меры:
- помощь в планировании учебной деятельности;
- повторение и выполнение минимального количества заданий для ликвидации пробелов и устранения типичных ошибок;
- дополнительное конструирование в ходе учебной деятельности;
- помощь в алгоритмизации и развитии различных психических процессов с использованием памяток, инструктивных карточек и упражнений;
- стимулирование активности учащихся в учебной деятельности путём поощрений, создание ситуации успеха и т.д.;
- контроль за учебной деятельностью, побуждение к самоконтролю и взаимоконтролю.
При работе с детьми данной категории основным подходом является так называемое «поддерживающее обучение». Суть его заключается в том, что новая информация выдаётся небольшими дозами в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися.
Учитель делает короткую презентацию, включает в обсуждение учебного материала школьников, а затем продолжает работу с содержанием нового материала и вновь привлекает учеников к самостоятельному осмыслению и объяснению услышанного. Далее он может дать новую порцию материала с последующей самостоятельной работой учащихся. Разные виды поддержания активности на занятиях в достаточной мере чередуются, что позволяет учителю постоянно управлять познавательной деятельностью учеников.
Для того чтобы дать ученику почувствовать ответственность за свою работу, предлагается чаще давать ученикам небольшие задания, выполнения которых позволит проводить самооценку полученных результатов и чувствовать «продвижение» в учёбе. Эти учащиеся больше других нуждаются в создании ситуации успеха.
Для достижения большей эффективности процесса должны быть правильно соотнесены психолого-педагогические особенности учеников и специфика учебного процесса.
психолого-педагогические особенности учеников |
специфика учебного процесса |
Повышенная утомляемость, ослабленное здоровье. |
Правильное распределение учебного времени на занятиях. Смена вида деятельности. Благоприятный эмоциональный климат. |
Медленный темп учебной деятельности |
Согласование темпа объяснения материала с возможностями его осознания учениками. Включение в процесс обучения различных форм помощи ученикам. |
Недостаточное развитие психических функций |
Построение системы коррекционно-развивающих занятий на учебном материале, органически включённых в учебный процесс. |
Отсутствие или низкий уровень мотивации обучения |
Разработка системы учебных занятий, повышающих интерес к изучаемому. Оценка и поощрения малейших успехов ученика. |
При обучении используется метод «малейших шагов» с большой детализацией, развёрнутостью действий в форме алгоритмов, с использованием предметно-практической деятельности детей.
На различных этапах занятия с неуспевающими и слабоуспевающими учениками могут быть использованы следующие виды помощи:
- В процессе контроля за подготовленностью учащихся
- Создание атмосферы особой доброжелательностью при проверке знаний, умений, навыков;
- Снижение темпа опроса, выделение дополнительного времени при подготовке ответов на вопросы учителя;
- Предложения учащимся примерного плана ответа;
- Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления или процессы;
- Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
- При изложении нового материала:
- Применение мер поддержания интереса к усвоению темы;
- Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
- Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям.
- При организации и в ходе самостоятельной работы на занятиях:
- Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их;
- Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
- Предупреждение о возможных затруднениях, использования карточек –консультаций, карточек с направляющим планом действий;
- Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
- Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
- Напоминание приёма или способа выполнения задания;
- Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, правила;
- Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнения;
- Инструктирования о рациональных путях выполнения заданий, требования к их оформлению;
- Стимулирование самостоятельных действий, тщательный контроль за выполнением заданий, указания на ошибки, проверка, исправления.
Особенности педагога, работающего с одаренными детьми
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.
Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло по пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было “подтвердить” свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности.
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Воспитание ребенка – это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Результаты активного слушания
1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше
3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
1. Повернитесь к ребенку лицом. Его и ваши глаза должны находиться на одном уровне.
2. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
3. Важно в беседе «держать паузу».
4. Повторите услышанное и обозначьте чувство ребенка.
Поощрение и наказание в семье
Обычно много споров внушает вопрос о физических наказаниях. Лично я определенно против них. Они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше, чем негативного. Единственный вариант физического воздействия, который не внушает сомнения – это обуздание разбушевавшегося ребенка.
Естественное следствие непослушания – это один из видов наказания, исходящий из самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме самого себя.
Малыш, оцарапанный кошкой, или школьник, получивший двойку за невыученный урок, может быть, впервые почувствует смысл родительского требования, не трогать кошку или выучить урок.
Один такой опыт стоит десятка словесных наставлений.
Хотя порой родителю и хочется сказать: «Я же тебя предупреждал…», «Не послушался – пеняй на себя». Этого делать не стоит. Во-первых, ребенок прекрасно помнит о вашем предупреждении, во-вторых, он сейчас расстроен и глух к любым разумным замечаниям; в-третьих, ему тяжело признаться в своей ошибке, и он готов оспаривать вашу правоту.
Второй тип наказаний – более привлечет, он исходит от родителя. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а заканчивается выполнением обещенного. Например: «Если ты не прекратишь грубить, я поставлю тебя в угол», «Если ты не уберешь комнату, то не пойдешь гулять». Этот вариант приемлем. Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению.
Применяя наказания лучше придерживаться важного правила: наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое.
Пример: В семье заведено, что по выходным мама печет яблочный пирог или вы вместе отправляетесь на прогулку… дети очень ценят подобные семейные традиции. Это настоящий праздник для ребенка. Однако, если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или неделе отменяется и т.д.
Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное – не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда родитель не дарит ими свое время, потому что расстроен или рассержен.
А что бывает, если из-за того, что родителю всегда «некогда», все воспитание ограничивается требованиями, замечаниями и наказаниями? Как правило, в таких случаях добиться дисциплины бывает намного труднее. Но главное – это опасность потерять контакт с ребенком: ведь временное недовольство, которое здесь неизбежно, будет накапливаться и разъединять.
- С поощрениями все понятно.
- Нехватка времени родителей.
- Сколько раз в день обнимаете и целуете ребенка?
- Битьё – это выплескивание своей негативной энергии и эмоций.
Памятки для родителей
Тактика родителя по отношению к детям,
занимающим неблагоприятное положение в коллективе.
1.Отказаться от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других.
2. Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу.
3. Не «пилить» и не ругать при всех.
4. Замечать даже маленькие успехи слабых, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
5. Постоянно подчеркивать, что отношения в семье должны определяться не только успехами, но и теми добрыми делами, которые совершил ребенок для других.
6. Чаще разговаривать с замкнутыми и «неинтересными» ребятами, ведь положение ребенка во многом подражательно.
7. Бережно относиться к женской гордости и мужскому достоинству.
8. Все, что происходит с ребятами, принимать всерьез.
9. Внимательно относиться ко всем внешним проявлениям личности ребят.
10. Изучать свойства каждой личности, взятой изолированно и в соприкосновении с другими.
11. Определять мотивы поведения, выяснять причины каждого отклонения.
12. Изучать круг интересов, выяснить, чем может быть интересен каждый для других.
13. Учить ребенка анализировать свои действия.
Рекомендации родителям гиперактивных детей с истерическими реакциями
1. Игнорировать истерические реакции.
2. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.
3. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
4. Не стремиться угодить.
5. Не обращать постоянно внимания на его плохое поведение- это ему и надо подсознательно.
6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди своих сверстников, а не поведением, так как неутомима жажда признания.
8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
9. Требует много льгот для себя.
10. Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
11. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание.
12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, а рамках дозволенного.
13. Усилить четкую систему поощрений и наказаний (наказание- неподвижностью) Такое наказание он запомнит.
14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья как один человек – требования всех членов едины.
16. Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.
17. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.
19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
20. Повышать самооценку, уверенность в себе.
Правила благополучного родителя
1. Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
2. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
3. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
4. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.
5. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и тоскливой.
6. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.
7. Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.
|
|
Формы и методы работы с родителями.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:
- наглядная пропаганда,
- посещение семей,
- родительские собрания,
- беседы и консультации,
- конференции родителей,
- устные журналы,
- анкетирование,
- дни открытых дверей,
- круглые столы,
- организация клубов,
- организация деловых игр.
Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.
а) Посещение семей
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.
Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: “Условия для развития предметной деятельности ребенка”, “Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста”, “Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка” и др. Цели посещения на дому старших дошкольников иные: “Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье”, “Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье”, “Воспитание интереса к книге”, “Подбор игрушек” и др. К примеру, посещая малообеспеченую семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.
Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.
Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.
б) Наглядная пропаганда.
Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа “Для вас, родители”, содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.
В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Под общим заголовком, к примеру, “Чем занимались ваши дети сегодня”, помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы.
С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.
В разделе “Советы и рекомендации” под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.
Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе материалы стенда можно посвятить следующим темам: ”Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе”, “Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду” и т.д. Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.
Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые”, “Скоро в школу” и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: “Любовь, дружба, взаимное уважение - основа нормального развития детей” (для многодетных семей), “Воспитание трудолюбия в семье”, “Я сам”, “Мир вокруг нас” и т.д.
На выставках используются различные материалы. Например, на выставке по теме “Радость творчества” можно разместить работы детей и родителей из природного материала, рисунки, аппликации, вышивка, макраме и т.д., на выставке “Родители - детскому саду” - изготовленная родителями кукольная одежда, различные поделки и т.п.
Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического и т.д.): “Мы трудимся, стараемся”, “Красота и дети”, “Мы и природа” и др.
Оформление выставок может быть различным, в зависимости от тематики. На выставке на тему “До свидания, детский сад, здравствуй, школа!” можно поместить предметы, необходимые первокласснику: ручки, карандаши, пенал, тетради, ранец и др., фотографии различных вариантов уголка школьника в семье, советы о режиме жизни ребенка-школьника и т.д.
При знакомстве родителей с физическим воспитанием в семье на выставке можно использовать фотографии, текстовой материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть дошкольники.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
Для неполных семей можно оформить папку на тему “Воспитать ребенка полноценным”:
1) рекомендации психолога;
2) консультация для родителей;
3) статьи по теме;
4) где найти поддержку в кризисной ситуации (рекомендации социального педагога).
Вот, например, какие материалы можно поместить в папке на тему “Игра детей как средство воспитания”:
1) высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;
2) какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;
3) как организовать игровой уголок дома;
4) краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;
5) рекомендации по руководству детской игрой в семье;
6) список рекомендуемой литературы.
В папке-передвижке на тему “Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию” можно подобрать следующее:
1) текстовый материал о значении физического воспитания детей дошкольного возраста;
2) консультация для родителей на определенную тему;
3) рекомендуемые упражнения для детей дошкольного возраста;
4) планы-конспекты физкультурных занятий;
5) рекомендации, советы по организации физической деятельности в семье;
6) фотоматериал, отражающий занятия физическими упражнениями в детском саду;
7) газетные и журнальные статьи.
О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.
Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
в) Родительские собрания.
Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.
Но все-таки, многие дошкольные образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.
Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.
Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения.
Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:
“Уважаемые мамы и папы!
Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему “. . . . . . .” (указать тему родительского собрания).
Предлагаем подумать над следующими вопросами:
1. . . . . . . . . . .
2. . . . . . . . . . .
3. . . . . . . . . . .
и т.д. (вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные, педагогические, психологические аспекты воспитания).
Также заранее выясняется, кто может выступить на собрании.
Методистом и социальным педагогом на доске информации помещается материал примерно по таким рубрикам:
1. “Наши успехи”: выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания), уровень знаний у детей.
2. “Наши задачи”: задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.
3. “Консультации”: краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей.
4. “Литература по теме проведения мероприятия”: список литературы с краткими аннотациями.
5. “Детская художественная литература”: список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т.п.).
6. “Наши проблемы” (в зависимости от тематики собрания).
Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму-складку, выставку литературы для родителей.
Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.
Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.
г) Деловые игры.
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.
Примерная структура игры такова:
1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
д) Вечера вопросов и ответов.
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать , распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
е) Встречи за “круглым столом”.
Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей (приложение II), что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
Медико-психолого-педагогическое сопровождение
в образовательном процессе.
Медико-психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка в образовательном процессе является одной из наиболее важных сфер профессиональной деятельности различных специалистов по созданию оптимальных условий для развития личности и успешного ее взаимодействия в различного рода ситуаций. В ДОУ создана медико-психолого-педагогическая служба, направлениями работы которой является
- формирование здорового образа жизни воспитанников (физическое развитие, развитие двигательных способностей, усвоение норм здорового образа жизни);
- личностные проблемы развития;
- создание условий для преодоления затруднений в обучении и развитии.
В соответствии с данными направлениями работы на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (сентябрь, май) в первую очередь специалистами рассматриваются состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития и развитие двигательных способностей ребенка. На основе данных составляются индивидуальные карты-прогнозы развития каждого ребенка. Специалистами ДОУ проводится коррекция речи, зрения, поведения нуждающихся в этом детей; психологическое, медицинское просвещение педагогов и родителей. В области проблем личностного развития основная работа в данном направлении ведется методами индивидуального сопровождения психологом детского сада. Этапы индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ отражены в следующей схеме.
Постановка проблем
I этап
II этап
III этап
Решение проблемы
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Воодушевление ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «как прошел день в школе?» каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых вам сообщает ребенок, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со сваей системой наказания и поощрения.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше сможешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше – за плохие. Такие правила, сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако, если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашним заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые месяцы и в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
ПОЧЕМУ ДЕТИ РУГАЮТСЯ МАТОМ?
Аргумент весомый в споре —
то, что пишут на заборе.
(Из устного народного творчества)
Нет такого слова!
Жаркий летний день. Сонная одурь окутала дачный поселок. В воздухе разлит аромат цветущей сирени. «Вот он, рай на земле!» — проносится в голове. Но тут с соседнего участка тети Светы раздается нечто такое, что нарушает благодать июньского полдня.
— Не хочу эту е... кашу! Ну ее на ...! — звенит дискант семилетнего Миши, внука соседки. Ему незамедлительно вторит бабушкин альт:
— А ну замолчи, дрянь такая! Чтоб я этого больше не слышала! Нет такого слова!
В ответ ребенок обиженно парирует:
— Как же так: ... есть, а слова нет?
Далее раздаются шлепок и рыдания. Диалог окончен. Знакомая картина, правда?
«Слова такого нет». И еще много каких тоже «не существует», как секса в бывшем СССР. Нет уж, дорогие мои, есть такие слова, живут себе поживают в нашем великом и могучем, и все мы их прекрасно знаем. Слабонервным лучше почитать что-нибудь другое, чтобы не получилось как с одной моей знакомой. Дочь спросила ее, кто такая б...? В ответ ребенок услышал что-то вроде того, что это сказочный персонаж, страшнее бабы-яги и Кощея Бессмертного. Тогда девочка скорчила страшную гримасу и прошипела: «Мамочка! Я на б... похожа?»
Возникает вопрос: откуда что берется, особенно в детской среде? И как на это реагировать нам, взрослым? Попробуем разобраться.
Откуда есть-пошла речь матерная
(из истории вопроса)
Много воды утекло с тех пор, как русский путешественник Миклухо-Маклай открыл острова Папуа и Новая Гвинея. Команда русских моряков на протяжении долгих месяцев весело проводила время в среде папуасов. Последующие английские этнографические экспедиции никак не могли понять смысл странных восклицаний в речи аборигенов. Догадались? В экваториальных водах гордо звучал он, родимый, русский матерный. Вернее, она — «злая лая матерная», как окрестили еще в екатерининской России этот всемогущий пласт русской речи. Какой уж там эсперанто — наше отечественное арго давно уже экспортный вариант!
Что же это за явление неизбывное такое — русский мат-перемат?
Лингвистическая справка
Жаргон, или матерное арго, давно и прочно закрепился в фольклоре, а затем и в литературе, не говоря уже о разговорном субстрате. Вульгаризм «вашу мать» дал название всему пласту языка, определив его как мат. Основу арго составили корни группы тюркских языков, на которых общались кочевые племена Евразии.
Особенности исторического развития России — набеги кочевых племен, татаро-монгольское иго, царские ссылки в Сибирь и субкультура концлагерей и тюрем — вот та почва, на которой произрастало арго. Видимо, потому силен в этих словах элемент агрессии и негативный заряд.
Что написано пером...
Помните, как у Ильфа и Петрова в одном замечательном романе на статуе в ялтинском парке каждую ночь появлялось неприличное слово? И бороться с этим было невозможно: слово стирают, ан нет, утром оно на том же месте, здрасте-пожалуста. Мистика...
В чем загадка «прилипчивости» арго? Все дело в том, что это довольно емкий, по-своему образный пласт языка, к тому же эмоциональный: два-три слова — и всем все понятно. Что характерно: вся лексика арго в речи не используется. Востребованными остаются лишь семь-десять существительных, примерно столько же согласованных с ними прилагательных, несколько наречий и пять-семь глаголов с таким же количеством отглагольных форм. Вот, в общем-то, и все. Редко можно встретить большую вариативность и художественную изобретательность в измышлении новых словоформ, тем более в детской речи.
Дети, в свою очередь, подобно Эллочке-людоедочке, обходятся десятком слов, употребляя их в анекдотах, в процессе игры и в «наскальной живописи». Правда, следует признать, что дети используют жаргон произвольно, прекрасно понимая, что ругаться плохо.
Почему они это делают? Самый простой ответ — подражание взрослым. Но это решает проблему лишь отчасти. Во-первых, неосознанное речевое подражание свойственно младшему возрасту (от двух до пяти лет), к тому же не так много семей, где матом «разговаривают», а не ругаются. Во-вторых, если предположить, что всё — от старших, то и они ведь, в свою очередь, набрались этой бяки от своих родителей и т.д. Наконец, перекладывая вину на окружение, мы, согласно наработкам отечественной психологии, умаляем активность и ответственность самого ребенка в процессе онтогенеза. Так как же быть?
Слово не воробей
— Ума не приложу, почему Мишук так ругается! — сетовала меж тем соседка, возвышаясь над живой изгородью из кустов малины. (В это время ее чадо в порыве игры в войнушку вступает в многоэтажную словесную перепалку со сверстниками где-то на дальнем конце участка.)
Тетя Света не филолог и не детский психолог. Но я терпеливо объясняю ей, что на этапе пяти–семи лет ребенок уже понимает, что можно говорить, а что — нельзя, что непроизвольное употребление ругательств — показатель наличия проблем в передней лобной доле мозга (и тогда требуется специальный курс коррекции поведения), но что в данном случае ребенок демонстрирует ей, тете Свете, свою самостоятельность и желание избавиться от чрезмерной опеки взрослого.
— Мы в их возрасте такими не были. Я однажды что-то сказала, так мать меня знаешь как? — не унималась соседка. Знаю, тетя Света. А вы себе думали: «Вешай- вешай, всех не перевешаешь» — и посылали ее на три веселых буквы (на БАМ, разумеется). А сейчас забыли. И зря.
Аккуратно подвожу разговор к тому, что вето на что-либо порождает обратную реакцию, а репрессии не приводят к положительному результату. Кроме того, некоторые жаргонные слова довольно долго употреблялись на уровне литературном и даже официально-деловом. Например, императрица Анна Иоанновна в приказе о ссылке одного из придворных написала: «Сослан за б...ские речи».
Ода Фрейду
Итак, факт налицо: дети ругаются матом. Весь смысл в том, что каждый возраст имеет разную мотивацию употребления этих выражений. Как показали исследования психологов, для детей трех–пяти лет жаргонизмы не являются чем-то негативным, они просто «калькируются» ребенком наравне с другими понятиями. В возрасте пяти–семи лет основным мотивом выступает бунт против устоев, против того, «как надо» (себя вести, говорить и т.д.) Все это дети употребляют произвольно, то есть осознанно, по желанию.
К восьми годам и до десяти-двенадцатилетнего возраста дети прекрасно «фильтруют», где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон употребляется в среде сверстников как акт самоутверждения и стремления «быть как взрослые» (по аналогии с курением). В определенный период детства это даже помогает осваивать мир: арго в какой-то степени берет на себя две главные функции языка — коммуникативную и когнитивную (познавательную).
Обратите внимание: в основном в кругу обсуждения — половая система человека, функция воспроизведения потомства и генитальная тематика, то есть то, что в ранние исторические времена было скрыто от человека завесой тайны и считалось «сакральным»: детородная функция, процесс оплодотворения выливались в фаллический культ плодородия — вспомните Древнюю Грецию, Китай и Египет. Неосознанная попытка упростить эти понятия, чтобы они стали «своими», «доступными», делается детьми на уровне вульгаризмов. У детей это выражено просто, как дом на бумаге: «нарисуем — будем жить». И «нельзя» сразу становится «можно». Понарошку. Как игра. И не надо думать и напрягаться. Эдакий «фаст-фуд» языка — быстро и невкусно, как еда на ходу.
К двенадцати–четырнадцати годам ребята используют арго в основном для выхода эмоций и в анекдотах — мат не удовлетворяет всех потребностей культурного освоения пространства. Потому — не волнуйтесь, тетя Света, перерастет ваше чадо нужду в словесном мусоре. Если, конечно, будет расширять свой кругозор и повышать эрудицию. И расти вне оценки «дрянь такая» — во избежание формирования комплексов. И если очень повезет — общаться в нормальной социокультурной среде. Но это уже другой разговор.
«Орудия любимейшего род»
(почти по Маяковскому)
В заключение хотелось бы напомнить один интересный случай из русской истории. Как-то цесаревич Николай II прогуливался с наставником-гувернером и увидел на одной из скамеек ту самую надпись из трех букв. Любознательный отпрыск царской фамилии спросил о смысле сей формулы. Находчивый наставник отвечал: «Это, Ваше Высочество, глагол «ховать» в повелительном наклонении». Как видите, с чувством юмора у воспитателя все было в порядке.
Русская классическая традиция всегда остро ставила два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Нам, взрослым, порой приходится довольно трудно в щекотливых ситуациях, связанных с появлением детской ругани. Вот несколько рекомендаций, которые, возможно, могут вам пригодиться.
1. На стадии появления первых слов (стадия подражания) постарайтесь, чтобы жаргонизмы вообще не звучали в ближайшем окружении малыша.
2. Если «нехорошие» слова все же появились в детской речи, в доверительной беседе выясните, что означают они для ребенка (пусть даже нарисует и объяснит их значение). В большинстве случаев малыш сам не знает, что говорит.
3. Если жаргонизмы уже «проросли» в речи отпрыска, то можно пойти «от противного»: например, дать почитать словарь ненормативной лексики или сочинения Баркова. Общеизвестно: когда чего-то слишком много и оно не преследуется, то быстро приедается. Тем более что будет создан как раз дефицит культуры, и человек потянется к хорошему вполне осознанно.
4. Наконец, если ребенок не понимает никаких объяснений, регулярно ругается и делает это непроизвольно, то, вероятнее всего, потребуется вмешательство специалистов-нейропсихологов. Кстати, такую поддержку, а также помощь по части диагностики и тестирования вам могут оказать в Центре детской нейропсихологии.
Дмитрий КУЗНЕЦОВ,
руководитель
отдела лингвистики
Центра детской нейропсихологии
|
|